Главное меню

Мастер-класс для педагогов

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре. КУЗЬМИНКИ-проводы осени.»

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Цель работы :

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с народными приметами и обычаями, с творчеством русского народа.

Задачи:

  • Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры, выявить психолого-педагогические  предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;
  • Определить педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного

возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора;

  • Развивать нравственную ценность личности,  ее художественно- творческий потенциал;
  • Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности;
  • Формировать предпосылки творческой деятельности, развивать и накапливать творческие умения. DSCN4155 thumb   DSCN4160 thumb   DSCN4165 thumb DSCN4171 thumb DSCN4180 thumb   DSCN4183 thumb DSCN4186 thumb   DSCN4189 thumb

    Многие русские праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями. Почему люди из века в век исполняют хорошо заученные роли? Почему пекут блины на масленицу, почему в Троицу почитают березу? Почему в период Рождества и Нового года все желают друг другу каких-то благ?

    Вы скажете: так принято! Традиция такая!

    Традиция эта уходит своими корнями в то время, когда человек не ощущал себя царем природы, а покланялся ей! Живыми были для него земля, огонь, воздух, ветер. Все это представлялось существами другой стихии, нежели человек.

    Чествовали стихии. Например, чтобы огонь не расшалился, ставили в печь кувшин с водой и хлеба: «Пусть поест и попьет, не злится!»

    Но больше всего боялись и чествовали Богов. На Руси их было много!

    Перун, Даждьбог, Сварог, Макошь, Велес и многие другие. От Богов, считали они, зависит все: и урожай, и погода, и успех начатого дела…

    Поклоняясь Богам, им приносили жертвы. Происходило это особым образом: песнями, танцами, заговорами, ритуальными играми, которые на сей день представляются детскими забавами. Это называлось обрядами.

    Все знают игру: баба сеяла горох. Детская считалочка. Но раньше, все село прыгало и стучало посильней ногами в землю, чтобы разбудить ее для посева.

    И тут происходит Крещение Киевской Руси. К нам на Землю приходит Христианство со своими Святыми и праздниками. Проводилось вытеснение языческих божеств путем замещения.

    Так, Велеса, Бога скота, заменили на Власия, Перун, ведавший грозами и дождем, стал святой Илья. Сварог, бог неба, покровитель кузнецов и ремесленников, стал Козьма - Демьяном…

    Слияние язычества и христианства породило уникальное явление, как русское православие. Сущностью, которого, стало двоеверие. Христианскую обрядность стали сочетать с языческими ритуалами и жертвоприношениями. 

  • Презентация Кузьминки
  • Русские народные игря (материал мастер-класса)
Наверх